» » Рост цен, инфляция и шринкфляция.
Информация к новости
  • Просмотров: 3366
  • Автор: Prizrak
  • Дата: 24 февраля 2019
24 февраля 2019

Рост цен, инфляция и шринкфляция.

Категория: Новости

Рост цен, инфляция и шринкфляция.


В начале года экономисты всегда следят за ростом цен, а начало 2019-го — особенное из-за повышения НДС. Росстат зафиксировал 1–9 января инфляцию 0,5% — за тот же период 2018 года было 0,2%. Но нынешний показатель ниже прогнозов аналитиков. «ВТБ-Капитал» предсказывал похожие цифры (0,7–1,1%), но прогноз не оправдался (разве что Росстат, как это часто бывает, позже скорректирует данные задним числом). Все это позволяет ЦБ придерживаться своего прежнего прогноза годовой инфляции — 5,5%.
Что мы имеем на начало года:
- Розничные цены на бензин выросли ровно в пределах разрешенных правительством в рамках соглашения о заморозке цен 1,6–1,7%. Но это, конечно, искусственная цифра: оптовые цены на бирже растут почти в 10 раз быстрее — на 11–14%. Это может значить, что розничные цены после истечения договоренности о заморозке в конце марта могут резко вырасти.
- Больше обычного выросли цены и на сами автомобили — с 1 января они подорожали на сумму до 5%. Автодилеры заложили в новые цены рост НДС, а еще 2,5–3% добавили автопроизводители — это накидка на инфляцию и большее, чем ожидалось, ослабление рубля в 2018 году. Одновременно автомобиль станет дороже и застраховать — ОСАГО с 11 января подорожало на 15–20%.
- По первой неделе года этого еще не видно, но одним из самых подорожавших товаров в 2019 году должна стать недвижимость. Здесь НДС ни при чем — девелоперы обещают рост цен как минимум на 10% из-за нового закона о долевом строительстве, а одновременно впервые за несколько лет растут ставки по ипотеке — Сбербанк и ВТБ с 1 января повысили их на 0,6–1,2 п.п. - После Нового года россияне обнаружили, что наряду с привычными упаковками по 10 яиц на полках магазинов появились упаковки по 9 штук.
За год куриные яйца прибавили в цене на 26%, сообщает Росстат. Больше них из пищевых продуктов, перечисленных в последнем отчете агентства, подорожал только сахар: на 28% с декабря 2017 года по декабрь 2018-го.

Тенденция к снижению количества товара в одной упаковке при росте цены на него в экономической науке по аналогии с инфляцией называется "шринкфляция" (англ. shrinkflation), или «сжимфляцией»: уменьшение товара в упаковке без изменения цены за неё.

Зайдите в любой магазин, и вы с трудом найдёте упаковку молока, на которой будет написано «1 литр». Сахар всё чаще фасуют по 900 г, а не по килограмму. В привычной квадратной пачке творога, как правило, не 200 г, а 190 или 180 г, и даже алкоголь не избежал шринкфляции. В пивных банках, в которых, как мы помним, 0,5 л, может быть и 0,45 л. Разве что производители водки хранят верность традициям, но надолго ли?

Уменьшаются не только продовольственные товары, но и другие категории, например – стиральные порошки, чистящие гели и даже туалетная бумага. Производители нередко объясняют изменение количества товара в упаковке тем, что товар стал лучше. Например, туалетная бумага стала мягче, из-за этого прибавила в объеме, вот почему в рулоне стало на пару метров меньше. Или кофе – его слишком хорошо перемололи, продукт стал занимать больше места, и в стандартную упаковку тот же вес уже не помещается.

Чьи еще упаковки похудели в России за последние годы?

Русская служба Би-би-си сравнила актуальные версии сайтов производителей с их прошлыми копиями, сохраненными в сервисе Wayback Machine, и нашла несколько примеров уменьшения упаковок у отдельных российских производителей за последние годы.
Фруктовый сок: с 0,5 литров (2013) до 0,485 литров.
Коровье молоко: с 1 и 1,5 литров (2012) до 0,95 и 1,45 литров соответственно.
Сметана: с 350 граммов (2013) до 330 граммов (2016) и, наконец, до 315 граммов.
Пористый шоколад в плитках: с 90 граммов (2015) до 82 граммов.
Майонез: с 450 граммов (2010) до 400 граммов.
Пиво в банке: с 0,5 литров (2012) до 0,45 литров.
Сыр (нарезка): вместо 180 граммов (2016) появились две категории - по 125 и 150 граммов.

Некоторые эксперты полагают, что шринкфляция есть не что иное, как введение потребителя в заблуждение. Хотя это не совсем так: производитель честно указывает все изменения на упаковке.

Как бы там ни было, шринкфляция – всего лишь следствие.Первопричины возникновения шринкфляции - беднеющее население, с одной стороны и пытающиеся адаптироваться к сниженному спросу и потреблению производители, с другой.
Бороться с ней бесполезно – нужно думать, как выходить из кризиса. И сделать так, чтобы доходы населения росли на деле, а не в отчётах чиновников.


Использованы статьи Петра Мироненко из BELL, Георгия Неяскина и Андрея Захарова из русской службы BBC
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Ответ:*
Введите код: *

Архив новостей

Февраль 2019 (3)
Октябрь 2018 (1)
Август 2017 (1)
Июль 2017 (3)
Май 2017 (2)
Февраль 2017 (1)
^